Russian version  |  На главную  
   
О клубе
Чартер
Продажа яхт
Спорт
Московское море
Реклама
Яхтинг
Фотовыставка
Архив
Ссылки
Контакты





 
В Клубе прошла встреча с Сергеем Луневым.

Рассказ Сергея о том, как он начинал.



Район плавания и возможности лодки выяснялись опытным путём. Сначала Клязьменское водохранилище в Подмосковье , передел и дооборудование , поход Москва  -  Ростов-на-Дону , поход Ростов-на-Дону  -  Анталья  .

   В Турции выяснилась полная непригодность судовых документов от ГИМСа для зарубежных походов . И ремонт , ремонт и ещё раз ремонт ... Короче , однажды выяснилось что яхта и её капитан готовы к Транс средиземноморскому одиночному плаванию по маршруту порт Анталья ,  Турция - порт Барселона , Испания . Которое и было успешно совершено пару лет назад . В тот же год было совершено плавание по всему западному Средиземноморью . Печально известный день 11 сентября мы с удовольствием провели в Монако .

По результатам этого плавания было проведено очередное переоборудование , которое можно с полным правом называть подготовкой к океанским походам . Например , воздушки топливных и водяных танков были проведены внутрь лодки , что менее эстетично , но гораздо надёжнее . Что и подтвердилось в декабрьском  походе Барселона - Гибралтар .

Условия хождения под парусом в Средиземном море весьма своеобразные . По отзывам многих яхтсменов и по моим собственным наблюдениям ветра в Средиземке всегда слишком много или слишком мало . Пожалуй единственным исключением является "мел теми" в Эгейском море у южных и юго-западных берегов Турции . С которым суток за двое-трое под полными парусами можно пройти от Дарданелл почти до Анталийского залива .Но так быстро проходить эти сказочные места преступление .

   Так или иначе , но основной вариант это хождение под "дизель-шкотом". Причём , грот может круглосуточно работать только в том случае , если он зарифлен наполовину . Раздувает с 0 до 5-6 баллов минут за 30 , а первые минут 5-10 легко свистит 7-8 в сплошной пелене брызг.

Так продолжается часа 2-4 , затем небольшой перекур с полным штилем и всё по новой с отклонением направления ветра градусов на 90 . Эту чудесную картину мы наблюдали в декабре у южных берегов Испании . Летом много меньше ветра . Исключение - Лионский залив, летом его удаётся пересечь с чудесной шестёрочкой в бакштаг , но это подарок и называется он "мистраль". Этот же подарок  легко раздувает до 10-ти на заходе солнца из-под облачка минут на сорок .

   В таких условиях хождение только под парусом превращается в непрерывный спорт . А переждать часа 3-4 пока снова раздует на мёртвой 2-х метровой волне это отдельное удовольствие и позволить его себе в условиях прямой видимости искомой бухты или марины может только особенно продвинутый яхтсмен .

  Шесть лет сэйлинга на Средиземке многому научили , но научиться ходить "по Гвоздевски", без дизеля , ещё предстоит .Это при том , что штормовать на "Астре" можно только под парусами ,   чему нас быстро научило Чёрное море , категорично вкатив нам  9 баллов суток на двое . И отказать себе любимому в удовольствии проболтаться посреди Атлантики на мёртвой атлантической зыби я не могу .

Вот что , собственно , ожидает нас в Атлантике и , думаю , поболи .

О том , зачем я ищу товарища в поход . Затем , что имею опыт  одиночного хождения . Так сложилось , да и надо было попробовать какой -такой кайф в одиночке . Вывод простой , если сам факт одиночки не согревает вам душу , то и не надо её пробовать . Кайфа мало , а удар по здоровью серьёзный . 15-ти минутный сон на протяжении первой половины суток , попытки выйти из сумрачного состояния в оставшееся до новой ночной вахты время , часа 4 хорошего настроения и по новой . По двое суток без сна в тяжёлых условиях тоже здоровья не прибавляет . Надо признать , в том походе на лодке не было радара и электронного рулевого , что существенно его усложняло .

Неделю на сборы , неделю на консервацию и приобретение обратных билетов . Если хотим попасть домой на Новый год , то стартовать желательно 5-10 ноября .

Запас воды на лодке 300 л. в двух танках по 150 л. . Берём ещё 20 пластиковых 5-ти литровок на заключительную часть пути . Много пива . Много молока . Витамины в таблетках . С овощами можно не заморачиваться , всё равно сгниют . Макароны - много . Тушёнка -  много . Кашки пакетированные Увельские - много . И надежда на рыбалку , для которой кое-что есть . Если у Вас есть снасти для троллинга - берите , хуже не будет . В первой половине дня кашки или мюсли , вечером макароны или кашка с тушёнкой . Жареный тунец всегда , если он есть . Хранится он замечательно если его сразу пережарить , охладить и залить оливковым маслом . Процесс этот на волне весьма непростой , но , поверьте , он того стоит . Пиво , чай , кофе по вкусу . Никаких разносолов не планируется . Ореховое ассорти в жестянках и сухофрукты в гермоупаковке на десерт .

 

Август 1997 . Весёлое было время . Есть детский стишок о том , как два чудака в одном тазу пустились в плавание в грозу ... . Наш рассказ получился длиннее только благодаря божьей милости .

Пятеро чудаков из которых четверо выходили в море в первый раз, двое о яхтинге не имели и малейшего представления отправились из порта Азов , Россия , в Турцию , имея целью порт Кемер на южном побережье Турции . Отправились в тазу в котором из достижений цивилизации имелись ручная GPS и подвесной мотор , правда с генератором , стартером и выносным пультом управления двигателем.

   Перед стартом капитан не разрешил подключать двигатель к аккумулятору в своё отсутствие , боясь , что "опытная" команда перепутает полюса у батареи . Приехал и "благополучно" подключил сам . Выяснилось это в середине Чёрного моря да так , что в Босфор мы входили имея на борту из освещения только свечку .

  Но это был конец испытаний , выпавших на нашу долю в Чернушке. До этого мы схватили баллов 8-9 на сутки , с раз драенными штормовыми парусами "лёжа в дрейфе" с ходом порядка 5-ти узлов .  Выдувало точно в лоб , из Босфора . Попытка войти в порт , который мы определили как Зонгулдак , не имея карт не удалась . Последовала весёлая ночь в дрейфе , лёгкий бунт старпома и его последующая болезнь . Надо отдать ему должное , первый же морской шквал мог закончиться для нас трагически не будь его на борту . Умение вовремя срубить паруса пришло много позже .

  А открытием парусного сезона 97 был без сомнения наш кок . В то время , как за 15 минут одевания перед вахтой все принимали зелёный цвет , он СИДЕЛ внутри лодки на подветренном диване , читал книгу, пил водку , запивая её сгущенкой , и с абсолютно с ясным взором периодически выглядывал наружу узнать , что , собственно , там "у вас" делается .    

  Как бы там не было , крещение морем состоялось и все его прошли с полным правом . Потом , в Атакюй марине в Стамбуле , мы долго мыли яхту от смеси прокисшего раздавленного молока , морской воды и разных неприятностей .

  Часть пути от Истамбула до Антальи была сплошным праздником с попутным ветром и полными парусами .

  Почти потеряли якорь за сутки стоянки у подветренного берега Икарии . Канат перетёрло ровно на столько , чтобы остатков хватило для подъёма якоря на борт . С тех пор только комбинация якорной цепи и каната .

  Полночи катались на якоре по красивейшей бухте на Фурни , пока сердобольный грек не предложил свой мертвяк за посещение его ресторана на берегу . Что мы незамедлительно проделали с обоюдным удовольствием . К утру мы и мертвяк перетащили в сторонку . Посетив эти места пару лет спустя мы нашли мертвяки более надёжные чем прежде , так как резиновая лодка , привязанная за борт яхты на шквалах в воздух взлетала , а мертвяк держал . Деревенский ресторанчик был по-прежнему хорош .

 

  " Попутный шторм - мечта идиота "

 

  И вот старт похода , который мы были вынуждены прервать в декабре из-за постоянного ветра в лоб . Наше счастье , то есть крепкий восточный ветер , длилось недолго . Ровно столько , сколько потребовалось на прохождение Гибралтара . Ветер закончился в подходной точке зоны разделения движения в Атлантике . Мы провели чудесный вечер за ужином , опрокинули по чарке атлантической водички в качестве океанского крещения и уже подумывали включить дизель , как потянул лёгкий встречный ветерок. Раздумья о том , какую полку задать на гроте на ночь были короткими - солнце упало в тучу и тянуло ровно из под неё . Итак , второй стаксель и вторая полка . Получился острый бейдевинд , но при такой силе ветра мы ещё могли сохранять курс на Мадейру . Через несколько часов нас объехал макси-катамаран тем же курсом , но под гротом и дизелем . Скоро начало посвистывать , пошли барашки , лодка начала падать с волны . Для капитанского уха звук удара корпуса о воду и вторящий ему звук судовой рынды самое неприятное , что может быть . Выход один - уваливать . Что мы вскоре и проделали , благо зона разделения движения давно кончилась . Падали до тех пор пока лодка не перестала биться о волну, проверили курс , вроде попадаем на Лансароте , но с учётом дрейфа , максимального на остром галфвинде, придётся чуть подкопать Африку за Касабланкой . Копать, так копать - пошли . Остаток ночи объезжали тунцовые сети . В лоции утверждают , что сети достаточно заглублены . Поступило предложение пересекать , но с учётом того , что ранее мы попадали в сети , решили так : если вахтенный не находит иного варианта , пожалуйста пересекай , но в случае зацепа , пожалуйста на сцену , то есть в ночной океан . Обошлось . Погоняли рыбаков . Он стоит освещённый тысяче ваттными лампами , как новогодняя ёлка , разобрать где нос , где корма нет никакой возможности . Просьбу на чистом английском у берегов Африки показать свой красный огонь мы по очевидным причинам к себе не отнесли . И напрасно , бедолаге пришлось утягивать свои яруса с нашего курса в срочном порядке . Стыдно было , но недолго - всё равно на ветер мы не смогли бы подняться . Рыбак видимо был дрессированный десятками карго , ловили они непосредственно в зоне прибрежного движения . Говорят , что иной радар считывает пивную банку на поверхности моря . Мы не "видели" на радаре проблесковые буйки на тунцеловках , рыбаки видимо тоже предпочитали не рисковать и висели у одного из краёв своих сетей в качестве ориентира .

  К утру загустело . Дальше - больше . Первый "белый шквал" из под грозовой тучки встретили уже под первым стакселем . Ни о каком галфвинде не могло быть и речи , уваливали до фордевинда , в перерывах изо всех сил вытягивали на ветер . Ставить третью полку на гроте не стали , не желая терять хода . Тем более , что по площади она почти равна штормовому трисселю .

  Ночью старпом не выдерживает 3-х часовой вахты , его пришлось перевести на биодрамин , а вахты на 2-х часовые . Третий член нашей команды всю ночь героически откренивал яхту , лёжа на наветренном диване и периодически , по просьбе вахтенного , включая радар .

     Сутки в непрерывном душе от боковой волны , дождя , грозы и шквалов . Ничего во время дождя не стихает и шквалам дождь не помеха , а жаль . Сознание смыто , кто ты - не помнишь , что делаешь здесь - не понимаешь . Хорошо что не требуется понимать и помнить,  просто терпи .

  Следующие сутки всё те же , всё там же . В редкие моменты осознания происходящего думаешь : твою .... , какого ... нас сюда занесло . Дома тёплая жена , сухая постель , обед из трёх блюд с десертом , а мы ? Капитан на третьи сутки употребил таки две банки тушёнки .

  Ночью ветрогенератор уже не гудел . Обычный гул , по которому я во сне оцениваю происходящее , превратился в высокочастотное верещание . Под утро , при очередном включение радара , вырубило электропитание и радара и навигатора . Утром лечили , выяснили две интересные вещи . Первое , в цепи электропитания висели последовательно два предохранителя на два и на пять ампер , который на пять сохранился , а второй висел в другом конце цепи и я о нём , конечно , не помнил . Перестраховался . Второе , в который раз замечаю что морская болезнь имеет происхождение, поддающееся  неосознанному управлению . По заказу не чувствовать симптомов не получается , но мысль о том , что если не ты , то кто , придаёт сил для того , чтобы безбедно в течение трёх часов сначала разобрать пол-лодки , а потом собрать . И подобное я замечаю не впервые .

  По нашим оценкам сила ветра достигала 9-ти баллов , высота волны 10-ти метров . Волны такой высоты не были регулярными , подходили редко , но по трое , как волки .

  Наконец солнце село не в очень густую тучу . Покисло и зашёл ветер . Благодаря этому безбедно объехали Африку . В бакштаг на гребне немилосердно болтает , зато на сёрфинге выдаём до 12-ти узлов . Впервые подняли два стакселя одновременно . Болтает так же , но лодка стала несравненно стабильнее . Брочинги прекратились . Ночью бог послал летучую рыбку , утром зажарили и уничтожили . Несмотря на то что порой скисло до 6-ти баллов ночные вахты в предпоследние сутки сократили до одного часа . Рулить стало лучше , но сон исчез вовсе . Интенсивная рулёжка и непрерывное зомбирование компаса крайне выматывало за первый час , на втором начинали ошибаться . Самопроизвольно перекинули фордевинд , забыли что за кормой леска и раскрутили коровий оверштаг , как закономерный результат леска на винте . Кое-кто первым искупался в океане .

  Напоследок изведали что такое обрушающаяся волна на попутном курсе . Залило лодку до комингса , хорошо что стоял щиток , внутрь не попало . Капитан рулил стоя - оказался по пояс в море .

  Затем была чудесная бухта , горячий душ , ресторан и мы чувствовали себя героями .

  Друзья обратили внимание на то , что вторая часть нашего рассказа недогружена событиями . Так и есть , то ли события смыло , то ли просто ехали себя не помнили . Достойно внимания только то , что на переходе Лансароте - Тенерифе мы наконец-то поймали тунчика с набитым желудком , который позарился на нашего резинового кальмара . И там же , в четыре утра , самый мрак , пересекая подходы к острову Гран-канария , сложилась непростая ситуация с расхождением , впервые за всю историю походов потребовавшая нашего выхода в радио эфир с сообщением о нашем курсе и скорости . После чего могучий контейнеровоз , издалека "бившийся" как маленький сухогрузик , смущала только растущая высота огней над предполагаемым уровнем моря , мы сходились попутными курсами , срезался нам по корме . А минут за пять до этого мы прошли за кормой среднего карго и ещё пара вымпелов следовала в Европу . Наш выбор нести вахты на борту , а не перед экраном радара и навигатора , оказался верным .

 Как и всё остальное.

Copyright - ROSC, 2006